Антакья (Antakya), он же Хатай (Hatay) — город, где многие столетия мирно и наравне уживаются множество религиозных конфессий - мусульмане, католики, протестанты, иудеи. Здесь есть мечети, православный и католические соборы, синагога. Ничто не мешает в Антакье мирному существованию многих вероисповеданий и культур. Антакья является священным городом, как для мусульман, так и для христиан и иудеев. Одним из двух городов, упоминающихся в Коране, Библии и Торе, наряду с Иерусалимом, является Антиохия. На протяжении многих лет между Израилем и Палестиной продолжаются раздоры и войны, поэтому Иерусалим, к сожалению, ассоциируется с террором и кровопролитием. В отличие от этого, между жителями Антакьи нет столкновений, хотя они и исповедуют разную веру. Христиане, иудеи и мусульмане живут вместе в атмосфере терпимости, взаимопонимания и взаимоуважения. Сегодня в Антакье живет большое количество арабов — совсем рядом находится Сирия. Хотя Антакья город и восточный, но женщин в хиджабах на улицах города достаточно мало, так как здесь преобладают алеви (одно из ответвлений ислама). Город расположен в районе Восточного побережья Средиземного моря. До моря от города меньше часа езды. Автовокзал местных маршрутов находится примерно в 10 минутах ходьбы от центра Хатая на север. Отсюда можно уехать в различные небольшие города провинции Хатай – Самандаг, Чевлик, Вакыфлы, Хадырбей-кёйю, Харбие и пр. Также с этого автовокзала (отогара) можно добраться до Искендеруна, Газиантепа на автобусах меньшей комфортности, чем междугородные. Междугородный автовокзал (отогар) находится на самом въезде в город. Из центра Антакьи туда можно добраться на долмуше. В центре города билеты на междугородние автобусы можно приобрести на Старом отогаре, который находится недалеко от автовокзала местных маршрутов ближе к центру. Сейчас здесь находятся офисы автобусных компаний, где можно приобрести билеты на разные направления. Там же есть бесплатные сервисы автобусных компаний, доставляющие пассажиров на междугородный отогар. От въезда в город идет длинная улица, одна из центральных, Istical Caddesi. Город разделен на две части - старый город - восточная часть, где и находятся основные достопримечательности, и современный – западная часть. Граница раздела идет как раз по реке Оронт. Глядя на эту реку, с трудом верится, что это и есть тот знаменитый Оронт, с таким восторгом упоминаемый в исторических источниках. Речка совсем не широкая, грязноватая, берега одеты в каменные блоки набережной, вода мутная и в тине. Туристический офис, где можно получить информацию обо всех мало-мальски значимых достопримечательностях в окрестностях города, находится на Ataturk Caddesi у разворотного круга в 15 мин ходьбы на северо-запад от моста. Работает с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00. Место рядом с археологическим музеем - центр города, Cumhuriyet Alani, площадь Джумхуриет. От памятника Ататюрку на коне в самом центре круглой площади расходятся во все стороны улицы, как лучи. Красивые современные дома, ряды пальм, ухоженные газоны с цветами и зеленью. Улица упирается в оригинальный фонтан со статуей нимфы и мозаикой, изображающий Бога Океана и его сестру Тетис. Может быть, в античные времена на этом месте и был тот монументальный фонтан - нимфей, который упоминается в исторических описаниях Антиохии? Сразу за музеем на берегу Оронта находится парк, поражающий обилием зелени и экзотических растений. Чистые парковые дорожки со скамеечками, фонтанчики, обилие всевозможных цветов, аромат незнакомых растений. В парке устроен небольшой участок живой природы. Уточки, гуси, куры разгуливают между специально построенными для них мостиками, ручейками и домиками. В Антакье ничего сейчас не напоминает былого величия древнего города. Запутанные улочки и лабиринты, дома постройки османских времен, часто заканчивающиеся тупиками … Рядом с церковью св. Петра начинается Старый город Антакьи. Сегодня здесь сохранилось достаточно ветхое жилье, где проживает в основном беднейшее население Антакьи. Здесь же находятся старые мечети Антакьи. Многие относятся к 18-19 векам. В южной части старой Антакьи сохранилось немало старых домов и особняков. Многие из них имеют форму, повторяющую кривые улочки. Конечно же, особое место занимает базар. Тут можно увидеть ханы (складские помещения) османской эпохи, где и поныне усердно трудятся мастера по металлу. В веренице лавочек - богатое собрание драгоценных ковров ручной работы, украшения, изделия из кожи, текстиля, серебра и бронзы, специи. На узких улочках города куча заведений местной кухни, опьяняющий аромат которых так и тянет зайти попробовать. Турецкая кухня… Всегда свежая, с ароматом специй, с зеленью и овощами, с теплыми, только что выпеченными лепешками - невозможно отказаться. Местным сладким деликатесом тут является кюнефе - пудинг со сливочным сыром и мукой в медовом соусе, который подается с пылу с жару. Стоит попробовать и хумус, национальное блюдо всего Ближнего Востока и стран Магриба. Он делается из толченого нута, сдобренного чесноком и перцем чили.
История Антакьи
Антиохия-на-Оронте, столица римского Востока, сегодняшняя Антакья … История этого города очень богата событиями мирового значения. Великие радости и великие беды пережила она, самый большой и величественный город после Рима и Александрии Египетской. Антиохия была основана 30 мая 300 года до н. э. Селевком I Никатором (Победителем), диадохом Александра Македонского, совершившим восхождение от военачальника македонской армии до вавилонского управителя, а затем до царя самой обширной державы, государства Селевкидов, образовавшейся на развалинах империи Александра. Согласно легенде, Селевк для определения места возведения города принес ягненка в жертву на горе Келдаг и ждал знака свыше. Орел, спустившийся с небес, взял в когти ягненка и спустился с ним в долину. И вот в долине вырос город Антакья. Государь-воин дал созданному им городу имя в честь своего отца Антиоха. Селевк был выдающимся администратором и просвещенным правителем. Он основал около 75 городов, в числе которых насчитывалось 16 Антиохий (по имени его отца), девять Селевкий, три Апамеи, одна Стратоникея, пять Лаодикей (по имени матери и жен). Чтобы отличать Антиохии друг от друга, им давались приставки. Столицей царства стала Антиохия, расположенная на левом берегу Оронта, в 22 километрах от устья, в благодатной долине. Эта столичная Антиохия, для отличия ее от прочих, называлась Антиохия-Епидафна, то есть близ храма и рощи Дафны. Она также называлась и Антиохией-на-Оронте, по имени реки. Отсюда начинался знаменитый Великий шелковый путь, связывавший государства Средиземноморья с центральной Азией. Антиохия-на-Оронте располагалась довольно удачно. Плодородие почв и обилие осадков позволили превратить долину в цветущий сад. Оронт был судоходен до самого моря, по его берегу шла караванная дорога, ведущая во внутренние области. Город был построен в соответствии со строгими правилами Гипподамовой системы градостроительства, сложившейся около 480 г. до н. э. Система основывалась на двух основных принципах: улицы пересекались под прямым углом, что давало шашечное расположение; городской план предусматривал различные типы деятельности людей, оставляя кварталы, специально предназначенные для порта, общественных зданий, жилых районов и т.п. Первоначально город строился для 10 тысяч колонистов, но к концу эллинистического периода в нем проживало от 400 до 500 тысяч человек, (при современной численности около 150 тысяч человек), которые были поселены в четырех кварталах. К македонским колонистам Селевка I присоединилось множество греков, значительным по численности в Антиохии было и местное население - сирийцы и еврейская община. Антиохия, столица царства Селевкидов, была одним из наиболее процветающих и населенных городов эллинистического Востока. После вступления в селевкидскую столицу легионов Помпея (64 год до н. э.) Антиохия стала столицей римского Востока, сохранив при этом собственное городское управление и привилегии. В римскую эпоху за Антиохией утвердилась слава города неслыханного богатства и роскоши. Это был действительно богатый город, находившийся в самых благоприятных условиях даже по своему положению. К югу от нее находилась Финикия, к северу - Малая Азия. Роскошная растительность свидетельствовала о необычайном плодородии ее почвы. Нигде еще не было таких цветущих виноградников, как те, которыми одеты были склоны осеняющих ее гор Сильпия. Глубокие и быстрые воды Оронта одевали ее берега, цветущими массами пахучих олеандров и нежно благовонных жасминов освежали ее лавровые и миртовые рощи, орошали ее сады, изобиловавшие всевозможными плодами. Городские стены охватывали и незастроенные пространства, так что в Антиохии можно было найти и крутые скалистые склоны, и бурные ручьи, и водопады, и пещеры. Доступ в город охраняли несколько мощных ворот. Некоторые из них назывались по местоположению, как, например, Дафнские ворота, через которые дорога вела на юг к блистающему своими виллами предместью. Чуть дальше вглубь города возвышались Херувимские ворота. Их украшали металлические фигуры, о которых в Антиохии говорили, что сюда они попали из разрушенного Титом в 70 году иерусалимского Храма. Город в длину пересекала четырехкилометровая парадная улица. В центральной части она была выложена мраморными плитами, с обеих сторон обрамлена двойными рядами мраморных колонн, между которыми располагались бесчисленные магазинчики и лавки. Многие другие улицы также имели так называемые колоннады, возводимые с обеих сторон тротуаров. Они служили для защиты пешеходов от солнца и дождя. Общая длина этих улиц достигала 25 км. Посередине, в том месте, где парадная улица пересекалась с перпендикулярной улицей, возвышались четверо роскошных ворот, украшенных рельефами, статуями и мозаиками. Этот перекресток и был центром античного города. Уже основатели города Селевкиды повелели установить здесь каменный пьедестал с фигурой отдыхающего Аполлона. Здесь же находился и нимфей - монументальный фонтан с неиссякающими водными потоками. Антиохия славилась изобилием воды. В каждом доме существовал водопровод. Город украшало несколько больших бассейнов для купания. Селевкиды, Ирод Великий, Тиберий, Траян, Адриан, Марк Аврелий, один за другим цари и императоры увековечивали свою память в постройках Антиохии. Караваны из Месопотамии и Аравии свозили в нее через Ливанские проходы все богатства востока. Из озера и впадающих в него речек в изобилии доставлялась рыба и всякого рода пищевые продукты. Корабли из всех портов Средиземного моря привозили в ее гавань товары из всех стран известного тогда мира. Богатые домовладельцы - греки, римляне, евреи, сирийцы - в ее окрестностях настроили себе роскошные загородные дачи, в тех чрезвычайно красивых и удобных местах, где можно было наслаждаться мягкими западными ветерками, даже зимою умерявшими ее климат. Там в своих дворцах и виллах, блиставших мрамором и убранных прекраснейшими произведениями древнего искусства, они могли покачиваться на мягких лежанках, у самых фонтанов, приятно освежавших летний зной. Город был славен богатыми храмами, библиотекой, носившей название Мусейон и амфитеатром, сидения которого были высечены в скале городской цитадели. Невдалеке от царского дворца находился ипподром, где проводились скачки и заезды колесниц. Подобно его знаменитому римскому прообразу Circus Maximus, Антиохийский ипподром также называли цирком. Повсюду в городе можно было найти вместительные залы, предназначенные для судопроизводства и отправления общественных дел. Такие залы назывались базиликами. В 8 км от города в Дафние (сегодняшнем Харбие) находилась царская резиденция. Город имел речную пристань, построенную по системе, в которой морской и речной порты были взаимосвязаны. Портом Антиохии был город Селевкия Пиерия (нынешний поселок Чевлик). Важнейшие события христианской истории также произошли в Антиохии. Именно здесь появилась первая христианская церковь — церковь св. Петра. Именно здесь апостолы Петр и Павел положили основу Антиохской Церкви. Большинство местного населения составляли две крупные общины - сирийцы и иудеи. Именно эти общины и оказалась впоследствии той благодатной почвой, на которой прижилось и стало развиваться христианство. К ним же присоединились и эллины - уроженцы Кипра и Киренаики, коих "великое число обратилось к Господу". Главная заслуга в этом принадлежала апостолам Варнаве и Павлу (Савлу). Последний, после своего прозрения и обращения ко Христу покинул Дамаск и перебрался по просьбе Варнавы сюда, в Антиохию. Именно на них, как на будущих основателей Антиохийской Церкви указал Дух Святый, который сказал апостолам: "отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их". Так, в 37 году, то есть уже в течение первого десятилетия после Воскресения Христа, возникла Антиохийская Церковь. Согласно Священному Писанию, именно в Антиохии последователи Христа "в первый раз стали называться христианами" (Деяние 11. 26). До этого члены Церкви Христовой чаще всего именовали друг друга "учениками" и "братьями". Сделано это было для того, чтобы отделить себя от общей массы иудеев, которых тогда было много в городе. Апостолы Павел и Варнава проповедовали Слово Божие не только язычникам-эллинам, но и своим собратьям-евреям. Некоторые из новокрещенных утверждали, что христианином может быть только иудей. То есть, чтобы принять Христа, язычникам сначала нужно стать иудеями и, в частности, сделать обрезание. Проблема оказалась настолько серьезной, что для ее решения в Антиохию из Иерусалима срочно прибыл пламенный ученик Христа, апостол Петр. Ему удалось убедить сторонников обрезания для христиан отказаться от своих заблуждений. Наряду с Павлом Петр также считается основателем Антиохийской Церкви, он завершил создание в Антиохии церковной организации. Его епископство предположительно длилось 5-7 лет. Пресвитер Лукиан (~312 г. н.э.) основал в Антиохии знаменитую Антиохийскую богословскую школу, которая способствовала систематизации христианского догматического учения и оставила богатое литературное наследие. В 451 году в Антиохии был создан патриархат. Влияние Антиохийского престола распространилось не только на Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Киликию, Исаврию, Аравию и Кипр, но и далеко за пределы Римской империи. Прежде всего, это касалось Ирана, а также Грузии и частично Армении. Из Антиохийской Церкви вышли святые подвижники и защитники Православия. Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; священномученик Игнатий Богоносец был одним из первых Антиохийских патриархов; преподобный Илларион Великий - основатель монашества в Палестине и первый наставник Антиохийских иноков; преподобный Иоанн Дамаскин - богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания. Антиохийский святитель Феофил (около 176 - около 188) первым из христианских богословов применил слово "Троица" для обозначения трёх Божественных Лиц. В 540 году персидский царь Хозрой I Нуширван Великий овладел городом, ограбил его и предал пламени. Город был почти полностью разрушен. Позже византийский император Юстиниан восстановил его, насколько смог, уже без былой пышности. Город многократно осаждался и захватывался в разные времена — крестоносцами, сельджуками, мамлюками. Он был взят уже во время первого из восьми Крестового похода (1069-1099 гг.) под предводительством Готфрида Бульонского, Раймунда Тулузского, Боэмунда Тарентского, который завершился захватом у турок-сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. Город, самой природой поставленный в благоприятные условия для защиты от врага, к концу XI в. был снова отлично укреплен. Внутри было 360 церквей (мечетей), стены, снабженные 450 башнями, были столь толсты, что по ним могла проехать четырехконная колесница. Остатки этой стены можно видеть и сегодня. Поскольку город был в то время оплотом мусульманского мира, защищал его Антиохийский эмир с отборным войском. Осада продолжалась более года. Как всегда бывает, не обошлось без предательства. Начальник одной из цитаделей, который, желая отмстить эмиру за какое-то личное оскорбление, предложил Боэмунду, руководившему осадой, сдать одну башню. В ночь на 3-е июня 1098 г. крестоносцы овладели башней, перебили мусульман, разграбили их дома и в три дня истребили всё съестное. Последовавший голод был мучителен - воины ели траву, кору и кожаные ремни. Этот крестовый поход, как и прочие семь, отличался дикостью нравов. Боэмунд Тарентский, вскоре создав Антиохийское княжество, стал называться Боэмундом Антиохийским. Крестоносцы очистили город от мусульман и ввели христианское правление, продержавшееся вплоть до 1260 г. Только в 1260 г египетский султан из династии Мамлюков вытеснил крестоносцев из города. В 1516 город был завоёван турками, султан Селим Мрачный присоединил Антиохию к Оттоманской империи и с этого времени город получил название Антакья. После распада Османской империи часть земель, в т.ч. и территория, где находилась Антакья, переходят Сирии. Но в 1939 году снова возвращаются Турции. Никакой иной город не претерпел столько бедствий от разных напастей, как Антиохия. Ее осаждали и грабили по меньшей мере раз пятнадцать. Во время одной из осад было убито и взято в плен 170 тысяч человек. Трижды Антиохию посещал голод, дважды - пламя, четырежды - землетрясения (от одного из которых погибло 25 тысяч человек). Население, численность коего в лучшие времена достигала полмиллиона человек, в настоящее время составляет всего 150 тыс. человек. Знаменитая река Оронт сейчас называется Аси-Нехри, по-сирийски Эль-Аси. По поводу использования вод Оронта между Сирией и Турцией, чья территория лежит ниже по течению, занимая приустьевую область, - постоянные конфликты. Турция обвиняет сирийцев в том, что те используют 90% стока реки, а 10%, что доходят до турецкой территории, малопригодны для использования, так сильно загрязнена вода. Из-за этого, утверждают турки, наносится огромный ущерб некогда цветущей сельскохозяйственной долине Амик, расположенной в низовьях реки. Сирия, со своей стороны, не принимает турецких претензий. Район, прилегающий к низовьям Эль-Аси, не признается сирийцами в качестве законной турецкой территории. Этот район, во времена Османской империи входивший в Халебский вилайет (т. е. исторически связанный с сирийской территорией), составлял 5,5 тыс. кв. км и имел смешанное, преимущественно арабо-турецко-армянское население. После распада Османской империи район был включен в состав Сирии. После Первой мировой войны Александреттский санджак был оккупирован англичанами в 1918г. и в результате Мудросского перемирия был вместе с Киликией передан ими французам. По франко-турецкому договору, заключенному в Анкаре 20 октября 1921г. (договор «Франклен-Буйона»), Александреттский санджак остался под французским управлением, но при условии образования в нем «специального административного режима». Эти условия были затем подтверждены Лозаннским договором 1923г. Однако во второй половине 30-х годов XX в., когда французы договорились с сирийскими арабами о скором предоставлении Сирии независимости, турки потребовали Александреттский санджак себе. Французское правительство отвергло требования Турции и спор был передан в Лигу Наций. В 1936г. Совет Лиги Наций, с согласия представителей Франции и Турции, принял решение о новом режиме управления Александреттским санджаком. В результате последующего анализа ситуации на территории санджака, Советом Лиги Наций было принято решение о создании местной Законодательной Ассамблеи. В 1937г. Совет Лиги Наций утвердил конституцию и статус Александреттского санджака. В 1938г. на территории санджака были проведены выборы в местную Законодательную ассамблею. Уже в ходе своего первого заседания, Законодательная ассамблея приняла решение о выходе Александреттского санджака из состава Сирии и образовании на его территории независимой республики Хатай. А в 1939г. парламент республики Хатай уже принял решение о ликвидации самопровозглашенного государства, просуществовавшего менее года, и его добровольном вхождении в состав Турции. С территории бывшего Александреттского санджака, превратившегося в турецкую провинцию Хатай, были выведены все французские войска. Сирийское правительство отказалось признать переход Александреттского санджака к Турции. На любой политической карте хорошо видно, каким странным, выступающим за пределы правильных очертаний территории Турции выступом свешивается Хатай на юг. Сирия, когда решалась судьба Хатая, еще не имела независимости и не могла вмешаться в процесс. Когда же в начале 40-х сирийцы обрели государственный суверенитет, Хатай был уже отдан туркам. Сирия не признала этой передачи территории и не признает ее до сих пор. Поэтому официальная сирийская позиция в отношении стока реки Эль-Аси такова: нижнее течение реки не является международным; река протекает по территории Сирии и впадает в Средиземное море. Чем закончатся водозаборные страсти, происходящие сейчас в этом регионе, пока неизвестно. Антиохия оставляет впечатление какой-то неразгаданной тайны. Хочется сразу же вернуться обратно, чтобы прикоснуться к мудрости, которую подарила человечеству его история. Здесь чувствуется дыхание древности, несмотря на то, что до настоящего времени в результате великих разрушений осталось очень мало вещественных памятников былых времен. С высоты скальных жилищ первых христиан видны горы, обрамляющие долину Оронта и лениво лежащий внизу город. Когда-то в этом городе творились великие события и беды, сюда приезжала для примирения с Марком Антонием Клеопатра после 4-х летнего разрыва, здесь же состоялась их свадьба, здесь нашел смерть внук императора Августа и родной брат императора Клавдия Германик, на эти горы смотрели глаза удачливого Веспасиана, осмотрительного Тита, воинственного Траяна, созидательного Адриана, легкомысленного Луция Вера, философа Марка Аврелия, сурового Септимия Севера, жестокого Каракаллы, распутного Гелеогабала и последнего достойного императора Римской империи Александра Севера и еще много-много великих людей и событий можно перечислять и перечислять, говоря об Антиохии. Возможно где-то здесь, в многочисленных пещерах или разрушенных базиликах, согласно преданиям, сокрыты святыни всего человечества - Ковчег Завета и Святой Грааль. И верится, что будущие находки в Антиохии ни один раз еще удивят мир. Есть в этом городе неповторимое своеобразие, в его неиспорченности современной архитектурой постройках, в этих мощеных булыжником мостовых, в этих запутанных улочках и двориках, разноголосии рынка. И народ в этих краях сильно отличается от тех, что проживает в знаменитых курортных местах Турции. Это не испорченные славой и потоками туристов, простые и добрые люди.
|